Моя бабушка, Берта Яковлевна, попала в эвакуацию в Чирчик, там после войны встретилась с дедом. О нем известно, что его звали Лейзер, сохранилась фотография. Ему там лет сорок - бабушке было около того, она 1906 года рождения. В том же 1946 году дед умер. Они с бабушкой не были женаты и сына он не увидел, отец родился в декабре.
Отец встретился со своими двоюродными сестрами в конце 80-х, когда бабушки уже не было в живых. Ирония судьбы - десять лет и он, и мама регулярно ездили в командировки на тот самый красноярский завод, на котором работали и Рая, и Эмма, и их мужья. И люди, которые были в одном детском доме с Раей и Эммой. Один такой и сказал отцу: "А вы знаете, со мной в детском доме была девочка с такой фамилией". И дал адрес.
У нас не сохранилось никаких документов. Ни из Смоленска, ни из Белостока. Уже в Алма-Ате, в начале 50-х при пожаре у бабушки погибли все документы, чудом сохранились несколько фотографии - деда, ее самой, отца в раннем детстве. И вот - указание на конкретную единицу хранения в конкретном архиве...