Katherine Kinn (katherine_kinn) wrote,
Katherine Kinn
katherine_kinn

Category:

Кино, которого не было.

Это я о фантастике.
Отечественных фантастических фильмов известно мало. Всяческие базы данных и киноэнциклопедии дают небольшой список. Вот самые известные, от которых мы и начнем историю о кино, которого не было.

1. "Аэлита", 1924 год, режиссер Я. Протазанов, студия "Межрабпом-Русь". Фильм немой, черно-белый. В основу положен одноименный роман А.Толстого. Сильно переделанную в соответствии со вкусами эпохи марсианскую линию видит во сне и фантазиях питерский инженер. Питерская линия сюжета - это документ эпохи, бытовые и пафосные зарисовки жизни на переломе эпох. Съемки марсианской части великолепны. Дизайн костюмов, декорации, машинерия марсиан сделаны в духе конструктивизма, причем так, что человеку, знакомому с фантастикой и околоэзотерической приключенческой литературой на ум сразу приходили атланты. Аэлиту играла Юлия Солнцева, брюнетка невероятной красоты, "папиросница от Моссельпрома" (эта бытовая советская комедия была снята в том же 1924 году. В фильме играл и Игорь Ильинский, который много снимался у Протазанова - и в "Процессе о трех миллионах", и в "Празднике святого Йоргена". Фантастика в этом фильме послужила ПРотазанову всего лишь зрелищным контрапунктом дял более грандиозного, по его мнению, сюжета - революции.

2. "Планета бурь", 1961, режиссер П.Клушанцев, Леннаучфильм. Это был взрыв. Цветной, великолепно поставленный и снятый фантастический фильм. Именно НАУЧНО-фантастический. Комбинированные съемки не уступают современным. И робот был настоящий, сам двигался и выполнял команды. Хуже всего в фильме сценарий, его писал А.Казанцев по своему одноименному роману, поэтому от казенного пафоса тошнит. В Штатах предприимчивые деятели смонтировали из "Планеты бурь" и некоторых досъемок ужасающее гонево под названием "Планета доисторических женщин", но те, кто смотрел собственно "Планету бурь", были в восторге. Тогда там такого не снимали. Стэнли Кубрик признавался потом, что на "Космическую одиссею 2001" повлияла "Планета бурь", он многое оттуда заимствовал. О других фильмах П.Клушанцева я буду писать во второй серии этих заметок.

3. Человек-амфибия. 1961 год. Режиссеры Г.Казанский и В.Чеботарев. В ролях - Анастасия Вертинская, Михаил Козаков и мгновнено ставший кумиром Владимир Коренев, которому больше никто и никогда не дал приличной роли. Не потому, что он не был талантлив - нет. По какой-то загадочной, совершенно непонятной причине. Фильм снят был по одному из лучших романов А.Беляева. Это была настоящая научная фантастика и потрясающие съемки. Для фильма было изобретено какое-то невероятное множество приспособлений, а техника подводных съемок обогатилась несказанно. В 1962 году этот фильм стал лидером проката, хотя выпустили его каким-то вторым экраном, да и отзывы в прессе были далеки от одобрительных. Но народ просто рванул на красочный, хорошо снятый фильм с яркими героями и крепким авантюрным сюжетом.

3. Туманность Андромеды. Часть 1 - "Пленники железной звезды". 1968, студия им. Довженко. Играют тогдашние звезды - Вия Артмане, Сергей Столяров, Николай Крюков, Людмила Чурсина. По роману Ефремова, причем экранизирована только половина. Вторую часть так и не сняли - у фильма была бешеная популярность, но чудовищная пресса. Комбинированные съемки уровнем ниже, чем у Клушанцева, но для того времени нормально. И, конечно, пафос и монументальность. И прически по моде 60-х.

4. Фильмы Ричарда Викторова - дилогия "Москва-Кассиопея" - "Отроки во Вселенной" и последний советский НФ-фильм "Через тернии к звездам". Я лично считаю их вершиной космической кинофантастики (именно НФ!), а занудная и тягомотная "Космическая одиссея" может спокойно покурить в уголке в обнимку со своим "Оскаром". Но о Викторове я буду писать в следующем выпуске этого сериала.

5. "Солярис" и "Сталкер" А.Тарковского, соответственно 1972 и 1979 гг. Если от романа Лема осталась хотя бы событийная канва и герои (они, впрочем, у Лема абсолютно никакие, что дало законную возможность режиссеру и актерам оживить их, прерватить из типичных дял Лема одячих схем в людей), то от "Пикника на обочине" остались... даже рожек не осталось. Только Зона и звучное слово "сталкер". Из истории столкновения челоека с неведомым и повести о том, как этот человек решает моральные вопросы, вышло затяжное рефлексирование русского интеллигента над печальной судьбой творца. В обоих фильмах потрясающий видеоряд. Но именно НФ-фильмами это назвать сложно. Есть такой жанры - фильмы Тарковского. Вот это оно.

(продолжение следует)
Tags: НФ, кино
Subscribe

  • Вчера умер Александр Николаевич Барулин

    br_an_d Удивительный человек. Основатель факультета теоретической и прикладной лингвистики РГГУ (откуда его потом выгнали свинским…

  • (no subject)

    Питер Мэйхью - Чубакка Кенни Бейкер - R2D2 Кэрри Фишер - принцесса Лея Дэвид Проуз - Дарт Вейдер а также Алек Гинесс - Оби-ван Кеноби Питер…

  • (no subject)

    Умер Кристофер Толкин. Я бесконечно благодарна ему - наследнику и соавтору ДжРРТ. "Кто увидит белый корабль, что покинул последний берег?"

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Вчера умер Александр Николаевич Барулин

    br_an_d Удивительный человек. Основатель факультета теоретической и прикладной лингвистики РГГУ (откуда его потом выгнали свинским…

  • (no subject)

    Питер Мэйхью - Чубакка Кенни Бейкер - R2D2 Кэрри Фишер - принцесса Лея Дэвид Проуз - Дарт Вейдер а также Алек Гинесс - Оби-ван Кеноби Питер…

  • (no subject)

    Умер Кристофер Толкин. Я бесконечно благодарна ему - наследнику и соавтору ДжРРТ. "Кто увидит белый корабль, что покинул последний берег?"