Katherine Kinn (katherine_kinn) wrote,
Katherine Kinn
katherine_kinn

Categories:

"Трудно быть богом" и средневековье.

Беседовали мы тут с grey_koala о кино, и зашла у нас речь о том, что там Алексей Герман снимает по книжке Стругацких.
И меня заинтересовал вопрос, который grey_koala затрагивает краем. А именно - странное в "Трудно быть богом" средневековье.
Начнем с того, что, конечно, моя собеседница совершенно права, и представления Стругацких о средневековье определяются школьным набором штампов - "Ночь. Средневековье. Костры. И горит городская свалка" (они же, "Отягощенные злом"). Надо заметить, что знакомство с реальным европейским средневековьем заставляет меня при перечитывании этой книги прилагать усилия по преодолению конитивного диссонанса. Именно: герои заявлены как продвинутые историки, но когда они начинают рассуждать об истории, мне теперь хочется отправить их читать хотя бы Ле Гоффа.
Но если оставить в стороне неисторичность "базовой теории феодализма" и решить, что она у героев таки есть (авторы уверены, что есть), то выходит по самому тексту романа, что феодализм там не средневековый европейский. Почему, собственно, герои так прокалываются - их теория описывает совершенно не то же самое, что имеется в Запроливье (а это Арканар, Соан, Ирукан, область Святого Ордена). В Арканаре нет - нам не показаны - горизонтальные связи в обществе, кроме личных. Нет крестьянских общин. Нет цехов. Нет городских братств (ср. кастильскую Санта-Эрмандада, например). Нет рыцарей как воинского сословия, при этом есть знать - тут аналог есть, это ранний Хэйан, но аналог очень относительный. Нет духовной власти - церковь не составляет отдельной структуры. Впрочем, в Империи официальных церквей три, и это довольно странно, потому что это опять не европейское средневековье.
При этом знать и королевский род показаны совершенно выродившимся сообществом - и это всего через несколько веков после образования Арканара.
Еще один существенный момент - ненависть к грамотеям, нехарактерная для средневековья, как отмечает grey_koala. При этом в Арканаре готовят грамотное и разносторонне образованное чиновничество - студенты Патриотической школы именно будущие чиновники, причем вспомните, какие дисциплины они изучают - проходя по коридору. Румата слышит ответы по военному делу, богословию, госуправлению ("Кто есть король? - Светлое величество.." - это оно. нормальное заучивание основ какой-либо дисциплины в форме катехизиса), судебному дознанию (да, в форме регламентированной пытки. И вот тут чистая историческая правда - пытка была неотъемлемой частью _светского_ средневекового судопроизводства). Вопрос: как сочетаются истребление грамотных и подготовка всесторонне образованных чиновников? Откуда это - одни грамотеев режем, других учим?
А если вспомнить, что мы знаме об истории Арканара и сопредельных стран?
1. Триста лет назад имперский маршал Тоц отвоевал эти земли у меднокожих варваров. Из текста можно понять, что варвары отступили, но никуда не исчезли.
2. Маршал Тоц раздал отвоеванные земли сподвижникам, а себя провозгласил королем Пицем Первым, правителем новообразованного Арканара. Потомок одного из таких сподвижников - барон Пампа, чей род настолько могуществен и имеет такие юридические привилегии, что регулярно воюет с королем.
3. Соседним Ируканом правит не король, а герцог. Возможно, это отпавшая часть Арканара, изначально такое же владение сподвижника упомянутого маршала.
4. Запроливье - относительно недавние колониальные владения более древней империи, связи с которой к моменту повествования чисто номинальны. Что не мешает дворянину из метрополии Румате вольно жить в странах Запроливья.
То есть можно сделать вывод, что горизонтальным связям, всем этим цехам, братствам, кланам в Запроливье просто не дали образоваться. Если, конечно, что-то такое было в метрополии, а на это не похоже.
Это немного похоже на латинские королевства в Святой Земле, образовавшиеся после первого крестового похода. Там среди христиан феодальная иерархия была более четкой, меньше было размывающих эту иерархию вольностей, прав общины и т.д. Но там население было очень разнородно - наряду с переселенцами из Европы оставались местные жители, мусульмане и иудеи (если таковые имелись в наличии). Опять не похоже на абсолютно разобщенную народную массу Арканара - там-то никакого местного населения не сохранилось, все варвары оттеснены за горы.

Какой-то это не такой феодализм. А может, это НЕОфеодализм? Возвратный виток деградировавшей или разрушенной цивилизации? Вторая попытка на обломках?
Это могло бы объяснить ненависть к грамотеям - пусть и насажадаемую сверху, но охотно поддержанную народом. Это явление скорее новейшего времени, чем средневековья. Впрочем, у Стругацких это, как и серые роты - весьма прозрачная аллюзия на гитлеровскую Германию, на национал-социалистскую пропаганду, штурмовые отряды и "ночь длинных ножей". И это никакое не средневековье.
Есть еще один многозначительный момент - могущественные люди из заморских стран, о которых говорит дон Рэба. перечисляя их, между прочим, в одном ряду с дьяволом и сыном бога. Там что же, цивилизация шагнула дальше Империи и запроливья? Или - сохранилась лучше?
Tags: интерпретации, книги, размышления
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня прочитала два учебных текста на страничку каждый и правильно ответила на вопросы. Кто я? !אני תלמידה מצוינת

  • (no subject)

    Боги сходят со стен гробниц и садятся на стертые временем троны. В небесах - сияние жутких зарниц, реки кровью полны, ветер - стоном. Боги ставят…

  • (no subject)

    Сижу, готовлюсь к уроку. Слышу в коридоре шум, скрежет когтей по ламинату, сопение и взмякивание. Тыгдык направо, в кухню, потом налево, к комнате, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments

  • (no subject)

    Сегодня прочитала два учебных текста на страничку каждый и правильно ответила на вопросы. Кто я? !אני תלמידה מצוינת

  • (no subject)

    Боги сходят со стен гробниц и садятся на стертые временем троны. В небесах - сияние жутких зарниц, реки кровью полны, ветер - стоном. Боги ставят…

  • (no subject)

    Сижу, готовлюсь к уроку. Слышу в коридоре шум, скрежет когтей по ламинату, сопение и взмякивание. Тыгдык направо, в кухню, потом налево, к комнате, и…