Katherine Kinn (katherine_kinn) wrote,
Katherine Kinn
katherine_kinn

Categories:
По наводке grey_koala посетила чудный сайт http://leyli-mejnun.musigi-dunya.az/index_ru.html , посвященный азербайджанской мугам-опере "Лейли и Меджнун". Вот если кто помнит, в эпическом фильме "Не бойся, я с тобой" как раз главный герой, которого играет Полад Бюль-Бюль оглы, исполняет роль Лейли в сценах из этой оперы (надо еще проверить, но, по-моему, так).
Вещь потрясающая. Там в разделе "Фонотека" аудио есть не ко всем сценам, а вот видео - почти ко всем. Рекомендую. Есть там и страница с либретто в русском переводе - и к каждому фрагменту дается ссылка на видео. Поют, естественно, по-азербайджански.
Вообще такие произведения свидетельствуют, что опера - как вокально-музкальное драматическое действо - родилась, была и остается лучшей формой для сценического представления эпики и легендариумов.
Это ведь логическое развитие идеи исполняемых в лицах баллад о героических деяниях. Европейская опера, которая прошла через выхолащивающее горлышко "элитарности" и литературности, при попадании в руки талантливого композитора, понимающего миф и эпос, дает удивительные плоды. Взять вот хотя бы Вагнера. Да и Верди тоже - помимо литературоцентричной фигни типа "Травиаты", "Трубадура" (невыносимо пафосная и тупая в худших традициях оголтелого романтизма :-) вещь), "Дон Карлоса" и прочей чуши, у него есть "Аида" и "Набукко".
Русской опере повезло меньше. Она тяжеловесна, проникнута идеями русской классической литературы и масштабна. А уж что сделал из "Евгения Онегина" Чайковский? Но - есть "Снегурочка" Римского-Корсакова, етсь "Князь Игорь" Бородина.
И уж как я жалею, что не нашлось композитора, который создал бы оперу "Манас"! И не в духе франко-итальянской белькантовой оперы, а как Гаджибеков в "Лейли и Межднуне" - синтезом классики и оргинальной народной музыки.
Пел же Алибек Днишев с его роскошным бельканто казахские народные песни разных жанров?
А вот кстати, совсем забыла! Есть же довольно известная казахская опера "Биржан и Сара", написанная на народный сюжет о реально существовавших акынах Биржане Кожагулове и Саре. Более того, сохранилось аж два их айтыса (поэтических состязания). Правда, опера имеет совковый сюжет с косными муллами, злыми баями и свободолюбивой поэтессой Сарой и ставилась помпезно и тупо, но музыка местами ничего. Какой материал пропал!
А "Козы Корпеш и Баян Сулу"? Ведь это сказание еще в середине 20 века исполняли в лицах знаменитые акыны. По нему даже фильм есть, в 1992 сняли. Где бы достать?
Ээх...
Tags: музыка
Subscribe

  • (no subject)

    Принцип жизни мелкокота: что бы ни случилось, иди пожри!

  • (no subject)

    Все мои кошки и коты были подобранцы-дворяне. И каждый раз, когда я пыталась взять кошку у зоозащиты - то есть у людей. которые вроде как постоянно…

  • (no subject)

    А это Пеппер жрет физалис.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    Принцип жизни мелкокота: что бы ни случилось, иди пожри!

  • (no subject)

    Все мои кошки и коты были подобранцы-дворяне. И каждый раз, когда я пыталась взять кошку у зоозащиты - то есть у людей. которые вроде как постоянно…

  • (no subject)

    А это Пеппер жрет физалис.