Katherine Kinn (katherine_kinn) wrote,
Katherine Kinn
katherine_kinn

Categories:

Эльфы в Азии, или чильтаны и чильдухтарон

Опять же, во всем виновата "Кыз-Жибек". Если внимательно читать (или слушать, кому как) это сказание и раскладывать его на сюжетные элементы, то что мы увидим?

Прежде всего - чудесное рождение героев. Жили-были старик со старухой, и не было у них детей. Потом старуха делает что-то - съедает необычную еду, эту еду ей дает некто необычный, кто-то из супругов оказывает услугу волшебному существу, после чего у них рождается ребенок-герой. В наиболее поздних вариантах ребенка вымаливают у Бога. Этот троп из числа тех, которые старше, чем Библия, вон у Авраама и Сарры тоже не было детей до старости, а потом родился Исаак. Да и в сказках тоже - Катигорошек, Фэт-Фрумос и прочие волшебно рожденные герои. Более того, Тулеген и Сансызбай - сыновья старухи, в тексте подчеркнуто, что Камка родила Тулегена в 44 года (а Сансызбая через девять лет после этого!).
Если мы посмотрим на самые архаичные формы этого мотива, то увидим, что неожиданному рождению героя у престарелой матери предшествует ее контакт с волшебством. Мать Фэт-Фрумоса съедает неизвестно откуда взявшийся у колодца стебель базилика, мать Катигорошка съедает катящуюся ей навстречу горошину, кто-то глотает муху, утонувшую в вине, кто-то съедает волшебную рыбу, Авраам так вообще вступает в завет с Богом. Ну и часто волшебный ребенок получает в силу своего необычного происхождения или некую уязвимость, или условие, которое он должен соблюдать. Вот Исаак, сын старца Авраама и старухи Сарры, должен исполнять заключенный его отцом завет и обрезать крайнюю плоть.
То есть структурные элементы тропа - это отсутствие детей у престарелых родителей, волшебное событие, рождение героя вследствие этого, уязвимость или гейс героя, связанный с обстоятельствами его рождения.
Что из этого есть в "Кыз-Жибек"?
Есть престарелые родители. Причем раньше у них дети были - у Базарбая было девять сыновей, но все они умерли. И больше его шесть жен никого не могли родить долгие годы.
Есть сыновья старухи - внезапно младшая жена, сорокачетырехлетняя Камка, рожает Тулегена, а через девять лет Сансызбая.
Есть нарушенный обет - после возвращения Тулегена от алты-шекты Базарбай, который прежде поощрял желание Тулегена найти невесту в тех краях, внезапно требует от него отказаться от поездки за уже просватанной невестой. При этом Тулеген, уезжая, обещал Кыз-Жибек вернуться весной, а Базарбай требует отложить поездку на год и грозит проклясть любого, кто поможет Тулегену уехать. Возникает конфликт клятв - обещание вернуться весной, данное Кыз-Жибек, и обещание Базарбаю переждать год. Естествено, Тулеген нарушает запрет отца и уезжает.
Есть смерть героя - едущего в одиночку Тулегена подстерегает его соперник Бекежан с шестью десятками жигитов и убивает, причем необычной пулей

Но в тексте нет никакой явно проговоренной связи между этими событиями! Есть только странный, ничем не мотивированный по тексту запрет Базарбая и не менее странное благословение Сансызбаю, который через девять лет отправляется искать брата.

Теперь я хочу обратить внимание на другие странности, разбросанные по тексту тут и там.

Первое. Связь Тулегена с гусями. Он обещает Жибек вернуться вместе с перелетными гусями. Он трогается в путь, когда мимо пролетают гуси. Его сопровождают в пути шесть гусей. Умирая, он просит их донести весть родителям и брату.
Больше об этих гусях нет ни слова.
Во время сватовства Тулегена хан Сырлыбай внезапно дает ему странную характеристику: "Разве не чильтаны у него в друзьях?" Это как-то возвышает Тулегена и делает его достойным женихом для Жибек еще до того, как становятся известными его род и богатство.
В бою с Тулегеном аруах Бекежана оказывается сильнее, поэтому Бекежан и смог застрелить соперника из засады. Аруах - это дух-покровитель, дух предков.
Провожая Сансызбая на поиски, Базарбай призывает ему в покровители Кыдыра, Ильяса и сорок чильтанов (Қызыр, Ілияс, Қырық шілтен). Мы знаем, кто такой Кыдыр - это Хызр, Зеленый Хидр, покровитель и помощник попавших в беду, фольклорный персонаж иранского происхождения. Мы знаем, кто такой Ильяс - это пророк Илия, в фольклоре мусульманских народов фигурирует как святой, оказывающий людям покровительство . Но кто такие сорок чильтанов? Несомненно, это могущественные существа, потому что когда во время погони калмыцкий хан Корен стреляет в Сансызбая, его стрела пробивает восемь слоев девятислойной кольчуги, пробила бы и девятый - но не смогла, ее задержали покровители Сансызбая Гауас, Гаяс и сорок чильтанов (Ғауас, Ғаяс, Қырық шілтен). Гауас - мусульманский святой. Гаяс - чингизид Барак-хан, принявший ислам и ставший чем-то вроде святого. И опять сорок чильтанов!

Энциклопедия Мифы народов мира говорит о чильтанах следующее:
Чильтан, кырк чильтан, кырк бир чильтан, кырык, шилтен (чильтан — перс., тадж. «сорок людей»), в мифологиях народов Средней Азии категория духов. Образ таджикско-персидского происхождения. Согласно наиболее распространённым мифам, Ч. — сорок могущественных святых, управляющих миром.Ч. могут быть невидимы для людей, а могут в человеческом облике жить среди них (нередко принимая образ бедного, презираемого окружающими человека). Если кто-то из Ч. умирает, оставшиеся избирают из людей достойного занять его место. Обычный эпитет Ч. — гайиб эрен («невидимые святые»; у киргизов духи кайып эрен — покровители диких жвачных животных, иногда отождествляемые с Ч.) или эрен, арангляр («святые»). По казахско-узбекскому мифу, Ч. живут на острове среди моря, куда людям доступ закрыт, по другим мифам, они собираются обсуждать свои дела в безлюдных местах (на кладбищах, вдали от жилья), где их может увидеть случайный прохожий. В некоторых районах таджики считали, что Ч. по ночам воруют младенцев и скот и уносят их в свои горные пристанища. У узбеков и туркмен Ч. — также покровители юношей, в Хорезмском оазисе — покровители воды и (как и у горных таджиков) патроны кондитеров, у уйгуров — также первые шаманы и покровители шаманов. Согласно представлениям некоторых групп узбеков и таджиков, Ч. — шаманские духи-помощники, близкие кырк кыз (у узбеков иногда отождествляются с ними, в таджикских мифах Ч. и сорок дев вместе гуляют и танцуют в период цветения растений).
Литература:
Андреев М. С., Чильтаны в среднеазиатских верованиях, в кн.: В. В. Бартольду, Таш., 1927.

И что мы имеем в итоге?

Мы имеем в итоге волшебный народ, живущий в горах и пещерах, танцуют весной в пустынных местах, покровителей скота, женщин и детей. И мифологичесикй этот образ персидско-таджикского, то есть индоиранского происхождения! Само слово чильтан , заимствованное в казахский как шiльтен , означает по-персидски сорок человек . Связанные с ними чильдухтарон - это сорок дочерей , сорок дев . Они же тюркские кырк кыз , сорок девушек, они же героини каракалпакского эпоса "Сорок девушек". Снова "Мифы народов мира":

Кырк кыз (букв, «сорок девушек»), в мифологиях тюркоязычных народов Средней Азии праведницы, которых аллах по их просьбе превратил в камень (в других вариантах мифа — скрыл в скалах), чтобы спасти от преследователей — «неверных». Место, где, как считалось, это произошло, также называется К. к. (несколько десятков таких мест имеется в Средней Азии, отдельные святыни, связанные с К. к., встречаются в Азербайджане, северном Афганистане, северном Иране). Кроме того, в мифологии каракалпаков К. к. — девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим. К. к. спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана Суртайши. В мифологии узбеков Зеравшанской долины К. к. (чаще — кыркынкыз) — также особая категория духов, помощников шамана, слуги основных шаманских духов пари, иногда отождествляемые с чильтанами.
Образ К. к. таджикско-персидского происхождения. В мифологии таджиков сорок дев (чильдухтарон) выступают и как мусульманские святые, и как шаманские духи-помощники. До принятия ислама К. к.почитались как добрые духи-покровительницы (к помощи которых прибегали и шаманы) народами Средней Азии, в Иране и ряде других стран, а затем приобрели роль мусульманских святых.


Итак, если рассмотреть неувязки и провалы в сюжете Кыз-Жибек , имея в виду волшебных существ чильтанов, то что мы имеем?

1. Чудесное рождение героев у старика и старухи должно быть связано с волшебным предметом или действием женщины. Оно может быть связано с тем, что супруги оказали услугу волшебным существам.
2. Отсюда вытекает некое условие, которое должны соблюсти родители по отношению к ребенку или сам ребенок в будущем. Это объясняет разрешение Базарбая Тулегену искать невесту самому, следуя за невнятным представлением юноши об идеальной невесте. И это же объясняет последствия конфликта двух обещаний - Тулеген не может выполнить оба, он выбирает выполнить то, которое дал Жибек, лишается волшебной защиты и погибает. Но спустя девять лет обещание Тулегена исполняет Сансызбай, на этот раз с благословения отца.
3. Получают объяснение гуси, сопровождающие Тулегена в пути, и его предсмертная просьба к ним. Это волшебные помощники или вестники. К сожалению, мотив вестников далее пропадает, и в тексте нет упоминания о том, что гуси как-то донесли весть отцу, матери и брату Тулегена.
4. Фраза Сырлыбай-хана характеризует Тулегена как "друга чильтанов", Сансызбая чильтаны защищают.
5. Огромная пуля, которой с помощью духа-аруах Бекежан убивает Тулегена, явно тут не просто так. Понятно, что пуля - это позднейшая интерполяция. до этого момента и после него все вооружены луками, стрелами и мечами. Но раз у нас есть благие волшебные существа, то как насчет неблагих? А казахский фольклор ими богат. Так что можно предположить, что пуля Бекежана - тоже волшебная. И если бы Тулеген не нарушил ни одного обещания, то, возможно, эта пуля его бы не настигла - как не смогла стрела Корен-хана пронзить последний слой кольчуги Сансызбая.
Сдается мне, что изначально там была не пуля, а все-таки особенная стрела.

В общем, присутствие в тексте чильтанов и предположение о том, что в более древних версиях текста могли присутствовать эти мотивы, а затем от них остались только опорные точки, хорошо сочетается с предположением, что сюжет с двойным левиратным сватовством героев к красавице не образован простой контаминацией и удвоением, а изначально был таким.

А о чильтанах, чильдухтарон и танцах при луне, а также о некоторых странных сюжетах казахских сказок поговорим в следующий раз.
Tags: elven path, Кыз-Жибек, мифология
Subscribe

  • (no subject)

    Каждый год третьего января в соцсетях происходит перепись толкинистов...

  • (no subject)

    Случайным поиском по фикбуку меня забросило в гнездо... ну я не знаю, как это назвать. Жопочтецов, наверное. Вот здесь они все кучкой:…

  • Каминкон - продолжение

    Я заглянула в правила конвента. Сразу же увидела прекрасное: "Очень рекомендуем посетителям конвента быть в тематическом костюме. Посетитель без…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments