Katherine Kinn (katherine_kinn) wrote,
Katherine Kinn
katherine_kinn

Categories:

"И кто Граалем выбран был к служенью..."

"Лоэнгрин" - одна из моих любимых опер. Пожалуй, из всех вагнеровских - единственная, которую я люблю целиком. Из остальных я люблю отдельные сцены, арии, фрагменты. "Лоэнгрин" я не могу так разделить.

Сюжет оперы похож на сюжет рыцарского романа - собственно, оттуда и взят, из того же источника и времени. Разве что обращение к языческим богам Тельрамунда и его жены-колдуньи Ортруды указывают на 19 век, на новооткрытую мифологию.
Я читала, что критик-современники упрекали Вагнера за то, что он вставил в рыцарскую историю "ненужный, нелепый" финальный рассказ Лоэнгрина. Язычница-колдунья Ортруда их устраивала, они видели в буйстве стихий живую древнюю красоту мятежного язычества. Сияющий рассказ Лоэнгрина о рыцарях Грааля, избранных к служению, казался им ненужен, а финальное чудо с возвращением брата Эльзы - натужно.
Но гений Вагнера в том и проявился, что за "историческими" событиями он развернул целый мир, в котором Вотан и Фрейя отвечают колдунье Ортруде, но все ее колдовство бессильно, пока Эльза верит Лоэнгрину.
Кто он, рыцарь Грааля в белых одеждах, приплывающий на лебединой ладье?
В "Песни о Нибелунгах" в такую же рыцарскую реальность из реальности мифа является Зигфрид, победитель дракона. Но мир, откуда пришел Зигфрид - языческий, мир Фафнира и Вотана, более архаический и темный. Мир, из которого в Брабант приходит Лоэнгрин - светлый, горний мир Божьей славы и Грааля, чаши причастия, освящаемой посланцем-голубем. Зигфрид приходит из страны туманов и гномов, Лоэнгрин - из светлого замка где-то под небесами. А вот Ортруда приходит оттуда же, откуда и Зигфрид.
Он - тот, через кого вершится высшая справедливость, Божий суд.
Но сам он не может ничего - Эльза должна признать его своим защитником и поверить ему. Потому что спасти дущу против воли человека невозможно. Она должна захотеть спасения, причем не требуя доказательств. Поставить жизнь и честь на сон, на неизвестность, на незнакомого рыцаря неизвестно откуда.
В тот миг, когда она задает роковой вопрос, она теряет Лоэнгрина, она теряет надежду на спасение брата. Ортруда торжествует. И Лоэнгрин, уже потерявший свою возлюбленную Эльзу, уже знающий, что будет дальше, обращается к тому, кому он служит. И чудо происходит.

В отличие от "Иоланты" финал "Лоэнгрина" нельзя назвать счастливым. Лоэнгрин должен уйти. Эльза умирает. Остаются лишь юный Готфрид и где-то вдали - сияюший Монсальват.


Это я вот об этом и этом.

Где, где в "Лоэнгрине" монархической образ мыслей, оплот благонамеренного образа мыслей (видимо, это Лоэнгрин?), приравненный к преступлению протест, воспеваемая родовитость? Где, я вас спрашиваю?
Манновскому герою простительно, у него с головой непорядок, его вероподданничество стукнуло и с тех пор он такой, но huglaro-то могла бы и ознакомиться с оперой, прежде чем принимать романные рассуждения за чистую монету и мнение лично Г.Манна...
Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments